Лучшие фильмы о путешествиях: выбор редакции

Авторы Gypsуlands выбрала яркие, талантливые и не самые очевидные фильмы, после которых вам немедленно захочется собрать чемодан и улететь туда, где вы никогда не были. 

Я люблю автомобильные путешествия и часто на машине исследую новые для себя места. Двое режиссеров в моем списке – из Латинской Америки, где я еще не была, но мечтаю побывать. Уолтер Саллес и Альфонсо Куарон — внимательные художники, которые подмечают жесты, ракурсы и неуловимые эмоции, показывая людей такими, какими они есть. Их истории всегда очень искренние, человеческие”, — Надя Сахарова.

«И твою маму тоже» (Y tu mamá también, 2001)

«Если бы было время, я бы съездила на побережье. А вы? — Мы как раз едем к океану».

Смелая картина Альфонса Каурона в стиле американского роуд-муви 1960-х рассказывает о бесшабашной молодости, непрерывном противостоянии инстинктов и условностей, о том как сложно бывает разобраться в своих чувствах. Подростки Хулио и Тенок (Габриэль Гарсиа Берналь и Диего Луна) знакомятся на свадьбе с 28-летней замужней Луисой (Марибель Верду) и приглашают ее разделить с ними поиски секретного пляжа «Небесные уста». Узнав накануне об измене мужа, девушка соглашается. Авантюрное путешествие трех молодых людей проходит во время социального кризиса и вызванных им беспорядков в Мексике. Гарсиа Берналь и Луна, которым здесь чуть за двадцать, разделили награду Марчелло Мастроянни на Венецианском кинофестивале за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма «И твою маму тоже»
Кадр из фильма «И твою маму тоже»

«Че Гевара: Дневники мотоциклиста» (The Motorcycle Diaries, 2004)

«Я буду ждать тебя, но не заставляй меня ждать целую вечность.
— А что для тебя целая вечность?»

Сценарий фильма Уолтера Саллеса написан по дневникам молодого Эрнесто Гевары, тогда еще студента медицинского факультета. С лучшим другом Альберто Гранадо в 1952 году Гевара совершил путешествие по странам Латинской Америки — преодолел восемь тысяч километров на мотоцикле, побывал в Чили, Перу, Колумбии, Венесуэле. Это не байопик, а типичное роуд-муви про авантюрных молодых людей, которые пристают к девушкам, добывают как могут еду и ночлег, встречают на пути разных людей и переживают приключения, которые формируют личность будущего команданте Кубинской революции.

Кадр из фильма «Че Гевара: Дневники мотоциклиста»
Кадр из фильма «Че Гевара: Дневники мотоциклиста»

«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (The Darjeeling Limited, 2007)

“Почему ты такой странный? — Мне надо подумать. Скажу, когда увидимся снова”. 

Оставаясь верным своему стилю и друзьям-актерам, Уэс Андерсон переносит своих героев, трех инфантильных братьев-американцев (Уилсон, Шварцман и Броди),  в экзотическую Индию, где они встречаются спустя год после смерти отца. План путешествия расписан до мелочей. Вагон первого класса ‘Darjeling Limited’  напичкан прислугой, антиквариатом и фотогеничными излишествами из привычного для братьев буржуазного мира. Очень скоро обстоятельства заставят героев покинуть зону комфорта и увидеть Индию настоящую — с ядовитыми змеями, храмами и базарами, священной рекой, ашрамами в горах и деревушками, где люди живут простыми радостями и трагедиями. Чтобы обрести душевное равновесие, братьям придется расстаться с иллюзией контроля над ситуацией, выбросить громоздкие чемоданы Louis Vuitton с семейным гербом и нагнать поезд, который увезет их в новую жизнью, где все непредсказуемо. Но так гораздо интереснее.

Кадр из фильма “Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники”
Кадр из фильма “Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники”

«Большой всплеск» (A Bigger Splash, 2015)

“Проблема в том, что я влюбляюсь во все красивое”.  

Свою версию «Бассейна» (картина Жака Дере 1969 года по рассказу Алена Пейджа) итальянский режиссер Луки Гуаданьино переносит с Ривьеры в Италию — на остров Пантеллерия с его заснувшими вулканами, термальными источниками, бывшим военным аэропортом и действующей тюрьмой. Потерявшая голос рок-звезда Марианна (Тильда Суинтон) скрывается от посторонних глаз посреди Сицилийского пролива с молодым любовником Полом (Маттиас Шоннартс).  Гармонию нарушает внезапный визит бывшего возлюбленного Марианны Гарри (Райф Файнс) и его 17-летней дочери Пенелопы (Дакота Джонсон). Темная история развивается под палящим солнцем на фоне марсианских пейзажей острова и  интерьеров отеля Tenuta Borgia. Наряды Тильды Суинтон созданы специально для фильма Рафом Симонсом, в то время креативным директором Dior.

Кадр из фильма “Большой всплеск”
Кадр из фильма “Большой всплеск”

Я человек, который живет мечтой. Так что и фильмы, которые больше всего западают мне в душу, так или иначе всегда про мечту, а их главные герои — неутомимые искатели приключений. Они пытаются найти любовь всей своей жизни, сбежать от надоевшей до чертиков рутины и обыденности, стать профессионалами своего дела или обрести гармонию — не так важно. Важно, что любая мечта — это уже путешествие сквозь пространство и время”, — Сусанна Агабабян.

«Утро понедельника» (Lundi mattin, 2002)

“В нашей стране люди больше не поют, и вино выполняет чисто физиологическую функцию”. 

Фильм про мечту: проснуться утром и отправиться в спонтанное приключение. Именно так и поступает главный герой, рабочий Венсан. По пути на работу — а работает он сварщиком на заводе — он решает сбежать от опостылевшего однообразия жизни, грозной жены и детей, которым на него наплевать, в Венецию. Финал вряд ли можно назвать хэппи-эндом (герой быстро понимает, что и в солнечной Италии жизнь далека от идеала), но послевкусие у картины самое радужное. Режиссер Отар Иоселиани напоминает, что стоит хоть иногда вырываться из рутины и сворачивать с проторенной дорожки ради новых открытий и познания себя.

Кадр из фильма «Утро понедельника»
Кадр из фильма «Утро понедельника»

«Ночь на земле» (Night On Earth, 1991)

“Я заплачу как положено, но сам поведу. — Это не разрешено! — Конечно, разрешено! Это же Нью-Йорк!” 

Фильм-путешествие по нескольким городам мира: Нью-Йорку, Парижу, Риму, Лос-Анджелесу и Хельсинки. В центре сюжета каждой из частей — таксисты, ночные пассажиры и их оживленные диалоги (а в случае с римской новеллой — монологи), обусловленные мистической связью, которая устанавливается между ними по пути. Так героиня Вайноны Райдер рассказывает агенту по подбору актеров Виктории Снеллинг, которую везет из аэропорта, о своей мечте стать механиком. А развязный римский таксист в исполнении Роберто Бениньи исповедуется пассажиру-священнику в своих грехах — любви к тыкве, овце и жене брата. Интересно, что география картины сложилась из того, где находились в период съемок актеры, с которыми хотел поработать режиссер Джим Джармуш.

Кадр из фильма «Ночь на земле»
Кадр из фильма «Ночь на земле»

«Под солнцем Тосканы» (Under the Tuscan Sun, 2003)

“Сеньора, пожалуйста, не будьте такой печальной. Если вы продолжите в том же духе, я буду вынужден заняться с вами любовью. А я никогда не изменял своей жене”.

Если вы уже несколько раз пересмотрели фильм «Ешь, молись, люби», пора переключиться. Как и фильм с Джулией Робертс, «Под солнцем Тосканы» — экранизация романа, основанного на реальных событиях. Сюжеты тоже похожи: что в одном, что в другом главная героиня переживает тяжелый развод и отправляется в путешествие. Отличие в том, что действие картины «Под солнцем Тосканы» целиком происходит в Италии. Главная героиня Фрэнсис пытается построить личную жизнь на фоне умопомрачительных тосканских пейзажей (тех самых, что когда-то так вдохновили Ллевелина Ллойда и многих других художников) и, поддавшись очарованию этого региона, покупает старинное поместье.

Кадр из фильма «Под солнцем Тосканы»
Кадр из фильма «Под солнцем Тосканы»

«Аляска» (Alaska, 1996)

“Эти подростки, воспитанные на MTV и в видеоиграх, ничего не знают о реальном мире. Они не представляют себе истинную жестокость природы”.

С этого фильма, который я засмотрела до дыр в детстве, и началась моя любовь к путешествиям. По сюжету брат с сестрой отправляются в опасный поход, чтобы найти отца-летчика — тот потерпел крушение в районе горы «Палец Дьявола». По пути к цели подростки пешком преодолевают скалистые перевалы, на байдарке и на каяке — бурные потоки и водопады, спасают полярных медведей от браконьеров. Всегда удивлялась, откуда у этих малых столько храбрости.

Кадр из фильма «Аляска»
Кадр из фильма «Аляска»